Патентный поверенный РФ
регистрационный номер 44

Честной А.Б.
Москва +7(499)320-3532
Москва 8(906)088-2424

идея, патент, товарный знак, торговая марка, авторское право, интеллектуальная собственность

АВТОРСКИЕ СТАТЬИ
И МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМАМ:

патентный поверенный Честной
ПИШИТЕ МНЕ:
chestnoy@trademark-patent.ru

ЗВОНИТЕ МНЕ:
+7(499) 320-3532
 

Сегодня   

РЕГИСТРАЦИЯ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ

Что такое товарный знак?

   В условиях многоукладной экономики современной России, когда предложение однородных товаров или услуг начинает превышать спрос, существенное значение приобретают различные средства индивидуализации товаропроизводителей и производимой ими продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг, а именно фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания.

   Применение средств индивидуализации товарной продукции известно с глубокой древности. Так, например, на сосудах, изготовленных еще в Древней Греции, часто встречаются обозначения в виде различных надписей, воспроизводящих, как правило, имя изготовителя. После появления первых цехов и цеховых корпораций, объединяющих свободных товаропроизводителей, широкое распространение получили клейма, указывающие на источник происхождения товара. Однако, чисто экономическое содержание средства индивидуализации товаров и услуг приобрели лишь в период бурного развития капитализма. Объясняется это, прежде всего, тем, что спрос на товар определенного вида ограничен емкостью рынка, а так называемая масса прибыли находится в прямой зависимости от объема реализации произведенной продукции.

   Поскольку извлечение прибыли составляет цель любой экономики, базирующейся на частной инициативе и принципах свободного рынка, товаропроизводитель жизненно заинтересован в том, чтобы именно его товары покупались потребителем. При сопоставимом качестве товара и ценах основным средством продвижения товаров становится их реклама. Однако для проведения сколько-нибудь эффективной рекламной кампании необходимо иметь и широко применять разнообразные средства индивидуализации производимой продукции, в том числе, легко воспринимаемые и хорошо запоминающиеся обозначения, позволяющие потребителю выбрать из огромной массы однородных товаров изделие определенного производителя. Иногда - это фирменное наименование в особом графическом исполнении, но чаще, это товарный знак, в обиходе часто именуемый торговой маркой, например, в виде синонимического наименования товара или графического изображения какого-либо хорошо знакомого потребителю предмета, относящегося к предметам или символам его материальной культуры.

вверх

Почему необходима правовая охрана товарных знаков?

В соответствии со ст.132 ГК РФ, фирменные наименования, товарные знаки и другие средства индивидуализации товаропроизводителей, индивидуализации производимой ими продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг входят в состав имущественного комплекса предприятия и учитываются на его балансе в виде нематериальных активов. При этом стоимость нематериальных активов, в том числе, различных средств индивидуализации выпускаемой продукции, может существенно превышает стоимость основных фондов предприятия.
   Однако товарный знак невозможно запереть на складе или сдать под охрану. К нему вообще невозможно применить какие-либо традиционные способы предотвращения хищения, основанные на физическом контакте владельца с принадлежащей ему вещью. Но раз невозможно предотвратить правонарушение при помощи фактических действий, необходимо применять чисто юридические приемы правовой защиты средств индивидуализации.

вверх

Какие нормативные акты регулируют правовую охрану товарных знаков?

   Еще на ранней стадии промышленного капитализма в законодательства наиболее экономически развитых стран, в частности, Франции, Англии, а чуть позднее - Германии и царской России (закон о фабричных марках был включен в Свод Законов Российской Империи в 1896 году),- были введены нормы уголовной, а позднее гражданско-правовой ответственности за незаконное использование товарного знака.
   В настоящее время основным нормативно-правовым документом, регулирующим правоотношения, связанные с использованием товарных знаков в России, является Закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" от 23 сентября 1992 года. Указанный закон наряду с правовыми нормами, закрепленными, главным образом, в ст., ст. 52, 54 ,138, 152, 1027- 1040, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 180 ("незаконное использование товарного знака") Уголовного кодекса Российской Федерации, Законами РФ "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992, "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", в редакции 2000 года, а также рядом международных соглашений и конвенций, прежде всего, Парижской конвенцией об охране промышленной собственности и Мадридским соглашением о международной регистрации фабричных и товарных знаков, образуют комплексную нормативно- правовую систему, регулирующую правоотношения, связанные с использованием средств индивидуализации товаропроизводителей, выпускаемой ими продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг.

вверх

Условия правовой охраны товарных знаков
(зачем регистрировать товарный знак)?

Необходимым условием предоставления товарному знаку правовой охраны в Российской Федерации является его государственная регистрация.
      В отличие от стран, где исключительное право на средство индивидуализации возникает в силу самого факта его использования, а факт последующей государственной регистрации приобретает правовое значение лишь в сочетании с предшествующим ей использованием средства индивидуализации и сам по себе не имеет правоустанавливающего значения, в Российской Федерации факт государственной регистрации товарного знака носит правоустанавливающий характер. Иными словами, в Российской Федерации исключительное право на товарный знак возникает и, соответственно, охраняется лишь с момента его государственной регистрации.

вверх

Порядок регистрации товарного знака в Российской Федерации

Государственная регистрация товарного знака осуществляется путем подачи в Государственное патентное ведомство – Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам – заявки на регистрацию товарного знака. Поскольку субъектами права на товарный знак в Российской Федерации могут быть юридические лица или граждане, осуществляющие частнопредпринимательскую деятельность, заявка может быть подана юридическим лицом или физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя.
      В соответствии с п. 2 ст. 8 указанного выше Закона РФ заявка может быть подана также через патентного поверенного, зарегистрированного в Патентном ведомстве. Для иностранных юридических лиц или постоянно проживающих за пределами Российской Федерации физических лиц представительство через патентного поверенного является обязательным. По заявке, поданной в Патентное ведомство, проводится экспертиза, которая, в зависимости от цели, подразделяется на две этапа:

  • предварительная, или формальная экспертиза;
  • экспертиза на тождество и сходство с ранее зарегистрированными товарными знаками в отношении однородных товаров.

   Предварительная экспертиза, в основном, заключается в проверке содержания заявки, наличия необходимых документов, а также их соответствия установленным требованиям. Предварительная экспертиза завершается либо принятием заявки к рассмотрению, либо отказом в ее принятии, который может быть обжалован в Палату по патентным спорам. При положительном результате формальной экспертизы по заявке проводится экспертиза заявленного обозначения на тождество и сходство с ранее зарегистрированными товарными знаками. При положительном результате указанной экспертизы выносится решение о возможности государственной регистрации товарного знака. После уплаты соответствующей пошлины производится государственная регистрация товарного знака, а также публикация уведомления о состоявшейся регистрации в официальном бюллетене Роспатента "Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров". Свидетельство на товарный знак выдается владельцу в течение трех месяцев со дня внесения товарного знака в Государственный реестр.

вверх

Срок действия регистрации товарного знака в Российской Федерации

   Срок действия регистрации товарного знака в Российской Федерации составляет 10 лет, со дня поступления заявки в Патентное ведомство. Ст. 16 Закона допускает возможность неоднократного продления срока действия регистрации при условии уплаты соответствующей пошлины. Заявление о продлении срока действия регистрации должно быть подано в Патентное ведомство в течение последнего года ее действия. Продлевается Регистрация каждый раз на 10 лет. Запись о продлении срока действия регистрации товарного знака вносится в Государственный реестр товарных знаков и в Свидетельство на товарный знак.

вверх

Ответственность за нарушение исключительного права на товарный знак

    В соответствии с нормой, закрепленной в ст. 46 Закона, нарушитель исключительного права на товарный знак может быть привлечен к гражданской или уголовной ответственности. Меры гражданской и уголовной ответственности за незаконное использование товарного знака закреплены в ст. 46 Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" и ст. 180 Уголовного кодекса РФ. Помимо возмещения причиненных убытков, предусмотренного Гражданским кодексом РФ, могут применяться такие специфические санкции, как публикация судебного решения в целях восстановления деловой репутации владельца товарного знака, а также удаление с товара или его упаковки незаконно используемого товарного знака или уничтожение изготовленных изображений товарного знака.

   В новом Уголовном кодексе РФ, введенном в действие с 1 января 1997 года, значительно усилены меры уголовной ответственности за незаконное использование товарного знака. Так, в соответствии с п. 1 ст. 180 УК РФ, незаконное использование товарного знака или сходного с ним обозначения для однородных товаров наказывается штрафом от двухсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда в Российской Федерации или в размере заработной платы осужденного за период от двух до четырех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

вверх

Органы, осуществляющие защиту прав на товарный знак

      В соответствии со ст. 45 споры, связанные с товарными знаками, рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом и третейским судом, включая споры: о нарушении исключительного права на товарный знак, о заключении и исполнении лицензионного договора и договора об уступке товарного знака. Часть споров подведомственна Палате по патентным спорам.

вверх

Какие действия могут являться нарушением исключительного права на товарный знак?

      Поскольку владелец зарегистрированного товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, нарушением исключительного права владельца товарного знака признается несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров.
      Поскольку исключительное право на товарный знак относится к категории абсолютных прав, исключительному праву владельца товарного знака корреспондирует обязанность неопределенного круга лиц воздерживаться от совершения действий, которые могут быть признаны нарушением исключительного права.

вверх

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru E-mail: chestnoy@trademark-patent.ru
Москва (499) 320-3532
© Честной А.Б.1993-2007 
Использование материалов сайта допускается только с согласия автора 
при наличии гипертекстовой ссылки http://www.trademark-patent.ru 
Ссылка должна содержать слова:
Патентный поверенный А.Честной-www.trademark-patent.ru